Оркестр

Трудно переоценить то значение, которое Национальный академический оркестр народных инструментов России им. Н. П. Осипова имеет для русской музыкальной культуры. Коллектив по праву считается национальным достоянием России, её «визитной карточкой». Особое звучание народных инструментов, культура звука, высочайший уровень профессионального мастерства позволяют оркестру занимать почётное место в ряду уникальных явлений русского искусства. На сегодняшний день коллектив является одним из самых известных и авторитетных оркестров не только России, но и за её пределами. В этом концертном сезоне прославленному коллективу исполнилось 95 лет.

История оркестра имени Н. П. Осипова полна триумфов, постоянных поисков совершенства и неожиданных поворотов судьбы. Оркестр был создан в 1919 году. Этот период совпал с растущим интересом к возрождению русского народного музыкального искусства. У истоков оркестра стояли С. Соболев, А. Илюхин, С. Алексеев и Б. Трояновский. Наряду с многочисленными концертами для воинов Красной армии, 15 июля 1919 г. состоялось первое выступление на концертной эстраде (бывший «Алексеевский народный дом») для жителей города, при участии хора под управлением М. Юхова (ныне — «Хоровая капелла им. А. А. Юрлова»). Большую помощь в становлении молодого коллектива и повышении его мастерства и авторитета оказал Б. Трояновский, пригласивший из Петрограда группу профессиональных музыкантов во главе с П. Алексеевым. В 1920 г. состоялось «Особенное совещание» на котором Б. Трояновскому удалось доказать исключительность и жизнеспособность художественного состава оркестра народных инструментов андреевского типа. Посчитав свою миссию по созданию коллектива выполненной, Б. Трояновский передаёт управление оркестром П. Алексееву, и уезжает на длительные гастроли по стране, продолжая поддерживать связь с оркестром.

При П. Алексееве (1919−1940) в 1921 г. коллектив получает статус «Государственного I Московского Великорусского оркестра». В 1924 г. в числе первых музыкальных коллективов, оркестр принимает активное участие в музыкальном вещании на студии Московского радио, а в 1930 г. принят в штат Всероссийского радиокомитета, что позволило выйти на большую «концертную площадку» всей страны. В этот период коллектив именуется: «Оркестр массовых инструментов». В 1936 г. по результатам конкурса, в числе наилучших художественных коллективов страны, оркестр переходит в ведение Всесоюзного комитета по делам искусств, и получает наименование «Государственный оркестр народных инструментов СССР». П. Алексеев заложил основы оркестрового исполнительского мастерства, которое с годами совершенствовалось и развивалось, увеличил численность коллектива до 80 человек, организовывал и поддерживал работу самодеятельных коллективов. Именно Пётр Алексеев, первый из музыкантов народников был удостоен почётного звания «Заслуженный артист РСФСР» (1934 г.).

В 1939 г. художественным руководителем становится народный артист СССР, дирижёр Большого театра, профессор Н. Голованов. Под его руководством оркестр впервые исполнил симфоническую увертюру «Ромео и Джульетта» П. Чайковского, первую симфонию В. Калинникова, «Половецкие пляски» из оперы «Князь Игорь» А. Бородина, «Полет шмеля» из оперы «Сказка о царе Салтане» Н. Римского-Корсакова. Как выдающийся симфонический дирижёр, обладающий большим авторитетом в музыкальном мире, Н. Голованов почувствовал необходимость расширения музыкальной палитры оркестра. Впервые в оркестре зазвучали народные духовые инструменты: жалейки и свирели. Н. Голованов сумел доказать, что вопрос реформирования в оркестре назрел и требует дальнейшего решения, которое, в полной мере смогли воплотить в жизнь братья Николай и Дмитрий Осиповы.