Значение, которое Оркестр имени Н. П. Осипова имеет для русской музыкальной культуры неоценимо. Коллектив по праву считается национальным достоянием России, её «визитной карточкой». Особое звучание народных инструментов, культура звука, высочайший уровень профессионального мастерства позволяют оркестру занимать почётное место в ряду уникальных явлений русского искусства. На сегодняшний день коллектив является одним из самых известных и авторитетных оркестров не только нашей страны, но и всего мира.
История коллектива полна триумфов и неожиданных поворотов судьбы. Она восходит к началу бурного XX века: времени, кроме всего прочего, отмеченного активным интересом к народному искусству. Зарождение оркестра началось в 1919 году при Армейском клубе тяжёлой артиллерии для поднятия духа бойцов Красной Армии. 15 июля состоялось его первое выступление на концертной эстраде (бывший «Алексеевский народный дом») при участии хора под управлением М. Юхова (ныне Государственная академическая хоровая капелла имени А. А. Юрлова). Коллектив, насчитывающий тогда около 20 человек, назывался «Первым московским Великорусским ансамблем».
Переход от ансамбля к оркестру происходил постепенно. В становлении и развитии высокопрофессионального оркестра главную роль сыграли выдающиеся исполнители, музыканты Андреевского оркестра: балалаечник виртуоз Борис Трояновский и домрист Петр Алексеев. Летом 1919 года было принято решение, что Пётр Иванович привозит в Москву группу музыкантов Андреевского оркестра с имеющимися в распоряжении Петра Ивановича нотами и инструментами. И 7 августа 1919 года из Петрограда прибывает группа музыкантов: В. Синицин, Н. Кутсар, А. Андрюхин, Н. Копперойнен, Г. Пахоруков, П. Алексеев и В. Лифлянд со своими гуслями.
После прибытия музыкантов в ансамбле был проведён конкурс-отбор лучших музыкантов. По результатам конкурса в ансамбле осталось 16 музыкантов: П. Алексеев, Я. Иванов, Н. Верхутин, Л. Штейн, В. Синицин, А. Кручинин, Н. Копперойнен, С. Алексеев, А. Андрюхин, А. Илюхин, С. Николин, П. Климов, С. Соболев, Н. Кутсар, В. Лифлянд. Обязанности художественного руководителя исполнял Б. С. Трояновский. Ближайшим помощником и главным дирижёром был П. И. Алексеев. А Сергей Иванович Алексеев принял на себя, ни много ни мало, обязанности концертмейстера оркестра, библиотекаря, оркестровщика и переписчика нот! Он же исполнял обязанности старосты коллектива. Связующим звеном между армейским командованием и коллективом являлся С. М. Кукуев, выполнявший роль коменданта оркестра.
Первый Московский великорусский ансамбль под управлением П. И. Алексеева (1923).
В центре — П. И. Алексеев.
В мае 1920 года по просьбе писателя Максима Горького ансамбль приезжает к нему на квартиру в Машковом переулке. Встреча продолжалась более полутора часов. На встрече также присутствовал важнейший деятель культуры того периода — Нарком просвещения РСФСР А. В. Луначарский. Программа концерта была составлена из лучших номеров репертуара ансамбля, но наибольший интерес у Горького вызвали обработки русских народных песен. По его просьбе многие из них повторялись по два, три раза.
В 1920 году состоялась и первая большая творческая обеда коллектива: 7 июля музыкальный отдел Народного комиссариата просвещения проводит «Особое совещание по определению художественного состава русского народного оркестра и художественного значения старинных народных инструментов». Частью совещания стало прослушивание, которое состоялось после дискуссии в одном из важнейших концертных залов Москвы — Большом зале Московской консерватории.
Его участники — соперничающие оркестры Г. П. Любимова и Б. С. Трояновского. В своё время Григорий Павлович Любимов (настоящее имя Модест Николаевич Караулов) — домрист, сын народовольца Н. А. Караулова — возглавил оркестр, собранный учеником В. В. Андреева С. И. Гучковым. После смерти Гучкова, пришедший на его место Любимов начал реогранизацию коллектива. Исключив из состава оркестра балалаечную группу он создаёт коллектив, состоящий из мандолин и домр собственной конструкции, которые реконструированы применительно к строю скрипок. По сути, соревновались не просто разные коллективы, но принципиально разные инструментальные составы — мандолинный «любимовский» и балалаечный «андреевский», традицию которого продолжил коллектив Трояновского. В истории оркестра и истории исполнительства на народных инструментах это ключевой момент.
В качестве творческого испытания каждый коллектив должен был исполнить несколько оркестровых произведений и сопровождение вокалисту. Среди прозвучавших тогда оркестровых пьес — «Хороводная» из цикла «Восемь русских народных песен» А. Лядова, которая часто звучит в исполнении оркестра и сегодня. Подведя итоги «Особого совещания» комиссия приняла решение, что оркестр Трояновского имеет такое же право на работу в общегражданских концертах, как и конкурирующий оркестр Любимова. После этого неудачного для любимовцев соревнования, из оркестр постепенно начнёт распадаться, а в 1934 году, после смерти своего руководителя, и вовсе прекратит существование.
После того как Б. С. Трояновскому удалось окончательно доказать исключительность и жизнеспособность коллектива, он передаёт управление П. Алексееву и уезжает на длительные гастроли по стране, изредка навещая оркестр для совместных концертов. При Алексееве в 1921 году оркестр получает статус «Государственного I Московского Великорусского оркестра».
В конце 1924 года начинает свою работу Московское радиовещание и растущая популярность коллектива приводит его в радиостудию. Особые условия выступления перед микрофоном, требовавшие быстрой и тщательной подготовки новых программ, значительно подняли исполнительское мастерство артистов оркестра. «Я пришёл в оркестр — вспоминает И. А. Моторин — перед пятилетним юбилеем оркестра. Мне посчастливилось принимать участие в первых радиопередачах отечественного радиовещания. Студия находилась в районе Курского вокзала. Она была очень маленькой. По ходу передачи мы выкатывали из студии рояль, чтобы смог уместится наш оркестр. Пела тогда с нами А. В. Нежданова. Позднее такие передачи шли из первой студии на Никольской улице. В этой студии с нами работал поэт В. В. Маяковский. Вёл передачи С. М. Чемоданов. Очень часто мы принимали участие в открытых музыкально-литературных концертах в Политехническом музее с Г. Пироговым и С. Юдиным».
Афиша концерта (6 декабря 1933 года) к 10-летию советского радиовещания.
Фото к 15-летию коллектива в студии Всероссийского радиокомитета (1934). Дирижер — П. И. Алексеев.
Концерт, посвящённый пятилетию оркестра, состоялся 21 декабря 1924 года в Малом зале Московской консерватории. Десятилетие отпразднуют там же. В программе юбилейного концерта были исполнены русские народные песни «По садику, садику», «Не одна то во поле дороженька», «Ах се, вечер», «Ванюша ключник», «Волынка» Н. П. Фомина, «Улица», «Распрекрасная Параша» А. Оленина, «Дубинушка», «Песня Варяжского гостя» из оперы «Садко» Н. Римского-Корсакова, «Ноктюрн» А. Бородина. По воспоминаниям П. И. Алексеева в концерте приняла участие выдающаяся солистка Большого театра Надежда Обухова, хотя в афишах это не зафиксировано.
Дальнейшая концертная деятельность оркестра приобретает всё больший размах. В течение 1925–1927 годов с оркестром вновь выступает Б. С. Трояновский. 17 ноября 1927 года после длительного турне по СССР оркестр дал отчётно-показательный концерт в малом зале Московской Консерватории. С оркестром выступил балалаечник–виртуоз Николай Петрович Осипов — это стало первой встречей оркестра и в будущем его легендарного руководителя.
Программа концерта 26 декабря 1928 года в Малом зале Московской консерватории. Примечательно участие в качестве солистов Н. А. Обуховой и Н. П. Осипова.
Афиша концерта Оркестра массовых инструментов 5 июня 1933 года в Радио-театре по адресу ул. Горького, 17
В 1930-м принимается решение перевести оркестр в штат Всесоюзного Комитетам по Радиофикации и Радиовещанию при СНК СССР. Коллектив снова получил новое название в духе времени — «Оркестр массовых инструментов». Зачисление оркестра в штат Радиокомитета создало очень благоприятные условия для работы. Хорошее репетиционное помещение, плановость репетиций и выступлений, отпуск средств на приобретение музыкальных инструментов, увеличение нотной библиотеки оркестра. Основной концертной площадкой оркестра стал Радиотеатр, располагавшийся на улице Горького, дом 17.
В этот период образуется костяк коллектива из замечательных музыкантов: В. Синицин, Н. Копперойнен, П. Никитин, Т. Никитин, М. Никитин, С. Никитин, О. Никитина, Н. Архипов, Г. Пахоруков, В. Дителя, В. Жариков, Б. Погребов, Н. Лукавихин, И. Балмашов. Библиотека оркестра, наряду с обработками русских народных песен, пополняется произведениями Бородина, Римского-Корсакова, Глинки, Чайковского, Ипполитова-Иванова, Оленина, Шуберта, Бизе, Масне, Грига, Леонкавалло, Аренского, Рахманинова. С оркестром сотрудничают знаменитые певцы: А. Нежданова, Е. Катульская, А. Садомов, А. Пирогов, М. Рейзен, С. Стрельцов, Е. БекманЩербина, Р. Баринова.
На радио осуществлена постановка комической оперы Евстигнея Фомина «Мельник — колдун, обманщик и сват». Достижения сольной игры на балалайке демонстрируют Н. Осипов, Н. Лукавихин, И. Балмашов. Изредка в Москву приезжает Б. Трояновский. Оркестр продолжает поддерживать тесную связь с самодеятельными оркестрами Красной армии, Москвы и Подмосковья. Влияние оркестра в музыкальных радиопрограммах способствует развитию самодеятельных оркестров в стране. Появляются русские народные оркестры в Ярославле, Рыбинске, Свердловске, Новосибирске, Николаеве, Ростове на Дону, Темникове.
В 1936 году коллектив был переименован в «Государственный оркестр народных инструментов СССР». За всё время руководства П. И. Алексеева, который одним из первых музыкантов-народников получил звание «Заслуженный артист РСФСР» (1934), оркестр прошёл огромный путь от небольшого ансамбля до коллектива численностью в 80 человек!
Афиша для Сталинской областной филармонии с указанием количества исполнителей.
Фото коллектива в 1938 году.
Таким, в 1939 году, коллектив принял в качестве художественного руководителя народный артист СССР, дирижер Большого театра, профессор Николай Семёнович Голованов. В это время лучшие русские песни вместе с оркестром по-прежнему исполняли Н. Обухова, М. Рейзен, А. Пирогов, а также В. Барсова, М. Михайлов, А. Иванов, И. Козловский, С. Лемешев. Под руководством Голованова оркестр впервые исполнил увертюру-фантазию «Ромео и Джульетта» П. Чайковского, Симфонию № 1 В. Калинникова, «Половецкие пляски» из оперы «Князь Игорь» А. Бородина, «Полёт шмеля» из оперы «Сказка о царе Салтане» Н. Римского-Корсакова.
По рекомендации Голованова, в 1940 году на посту художественного руководителя оркестра его сменяет Николай Петрович Осипов.
Н. П. Осипов
Известно высказывание Н. Осипова, изложенное в воспоминаниях композитора С. Василенко: «Я мечтаю создать подлинный “русский оркестр”, восстановить старинные русские духовые инструменты». Появление в оркестре новых тембров было отмечено уже в ноябрьском номере газеты «Вечерняя Москва» в статье «Желейки, брелки, свирели» (20 ноября 1940 г., № 269): «Инструментарий Государственного оркестра народных инструментов в этом году впервые пополняется группой русских духовых народных инструментов — желейками, брелками, свирелями и рожками. До сих пор эти инструменты в состав оркестра не вводились, так как строй их подходил только для исполнения народных песен». В дополнение тембровый колорит оркестра обогатили новые, чисто народные ударные: трещотка, рубель, кокошник, колокольчики, бубны. В это же время, впервые в концертной практике оркестра, вслед за балалайками и домрами, стали солировать гусли, баян, выразительные дуэты и унисоны разных инструментальных групп.
Широко эрудированный Осипов, понимает, что уникальный состав коллектива, это возможность создать и совершенно оригинальный репертуар для него. Он привлекает к работе ведущих современных композиторов, среди них Р. Глиэр, С. Василенко, А. Новиков. Появляются и свои композиторы из оркестра — В. Дитель, Н. Будашкин, В. Городовская. К слову, она оставила об Осипове одни из самых ярких воспоминаний: Одно из них «С первых минут, когда он встал за дирижерский пульт мы почувствовали, что пришел большой музыкант <…> оркестр зазвучал с таким великолепием, что мы сами были поражены <…> За короткий срок ему удалось сплотить вокруг себя единомышленников, поднять мастерство каждого музыканта, значительно обогатить репертуар».
Фото коллектива в Концертном зале имени П. И. Чайковского (1944). За дирижёрским пультом — Н. П. Осипов.
О начале Великой Отечественной войны Николай Петрович объявил музыкантам сам. Это известие музыканты получили, будучи на палубе парохода, который вёз оркестр на гастроли в Поволжье, и в тот момент находился близ Сталинграда. Не доехав до города, оркестр вернулся в Москву.
Одна из афиш периода под руководство Н. П. Осипова. Примечателен список состава оркестра и отметка «К предстоящим гастролям».
Практически все артисты были призваны в армию и ушли на фронт. В то время, как выходит приказ о прекращении всей концертной деятельности в Москве и эвакуации деятелей искусств, театров и музыкальных коллективов, Н. П. Осипов принимает решение сохранить оркестр хотя бы в малом составе. Оркестр вновь звучит на радио. «Передачи были в основном ночные — по три–четыре за ночь. — вспоминала В. Городовская. — Перерывы между ними были совсем маленькие. Поэтому музыканты спали и отдыхали, кто где мог пристроиться — на стульчиках в коридоре рядом со студией, просто устроившись на полу. Будили нас колокольчиком: “Вставайте! Вставайте! Не спать! Сейчас будем играть для Западного фронта <…>”»
Кроме этого, ансамбли и солисты коллектива выступают в госпиталях, призывных пунктах, вокзалах, воинских частях и на ближайших линиях фронта, принимают участие в оборонительных мероприятиях. Всё это время Осипов ходатайствует перед руководством страны о возвращении с фронта и тыла музыкантов оркестра, чтобы восстановить коллектив целиком. В этом ему активно помогает Н. С. Голованов. Осенью 1942 года выходит правительственное распоряжение о восстановлении коллектива и в ноябре оркестр получает статус «Государственного русского народного оркестра».
Военные годы — это борьба, борьба за жизни людей, культуру, коллективы и даже за любимые инструменты. В 1943 году в Москву из блокадного Ленинграда был вывезен исторический архив и музыкальные инструменты Андреевского оркестра. Это смелое предприятие осуществил домрист осиповского оркестра Арам Лачинов и андреевец Александр Васильев. В результате их работы 25 апреля 1943 года в Москву доставили более 80 музыкальных инструментов и большой исторический архив оркестра с материалами В. В. Андреева. После окончания войны материалы и инструменты вернулись к своим владельцам, но некоторые из них были оставлены осиповцам в знак благодарности за спасение.
Были в это время и простые обыденные радости. Так, в 1942 году для оркестра впервые пошили концертные платья и фраки. Николай Петрович учил мужчин, как надо ходить во фраках, а в качестве педагога для дам пригласил солистку Большого театра Марию Петровну Максакову, с которой была подготовлена программа, состоящая из русских народных песен.
К концу войны начались гастроли оркестра по постепенно освобождавшимся городам. Символично, что Государственный русский народный оркестр был первым коллективом, который посетил Сталинград после освобождения города. Доехали…
Война и работа на грани человеческих сил подорвали здоровье Николая Петровича и 9 мая 1945 года он скончался. В честь Великой Победы оркестр дал торжественный концерт в Кремле. B 1946 году оркестру присвоили имя Н. П. Осипова.
Пост Николая Петровича занял его лучший друг и соратник — брат Дмитрий Петрович Осипов. Он руководил коллективом с 1945 по 1954 год, продолжая уже сложившиеся в оркестре хорошие традиции виртуозного исполнительского мастерства, тонкого музыкального вкуса и постоянного расширения концертного репертуара. В этом ему помогали, пришедшие в оркестр в качестве помощников дирижера, композиторы Н. Будашкин и П. Куликов. Появляются и оригинальные произведения уже маститого М. Ипполитова-Иванова, Л. Книппера и молодого А. Холминова. В концертных программах коллектива принимает участие одна из главных фигур в истории русской народной песни — Лидия Русланова. При руководстве Дмитрия Петровича состоялись первые зарубежные гастроли коллектива в ГДР, Венгрию, Румынию, Чехословакию и Австрию.
В дальнейшем оркестром руководили Виктор Сергеевич Смирнов (с 1954 по 1964) и Виталий Дмитриевич Гнутов (с 1960 по 1962). Смирнов начал свою деятельность с активного привлечения к сотрудничеству известных симфонических дирижёров Ю. Файера, Н. Аносова, Г. Столярова, А. Гаука. Коллектив осуществляет постановку сценического варианта оперы А. Гречанинова «Добрыня Никитич». Сменивший его на посту Виталий Гнутов запечатлён в истории оркестра как непревзойдённый интерпретатор вокальной музыки — при нём искусство аккомпанемента в народном оркестре достигло своих вершин. Он чутко улавливал каждую вокальную фразу, и солистам, работавшим с ним, было невероятно легко. Среди них солисты Большого театра И. Архипова, А. Пирогов, Ю. Гуляев, солистка Мариинского театра Г. Карева.
В. П. Дубровский
В 1962 году главным дирижёром становится Виктор Павлович Дубровский. Современники называли его «Русским гением».
За 15 лет его руководства мастерство музыкантов оркестра достигло небывалого уровня. «Оркестр русских народных инструментов, — считал В. П. Дубровский, — обладает огромными колористическими возможностями. Его художественная амплитуда чрезвычайно широка. Но нужно не только использовать природные возможности инструментов — балалаек, рожков, жалеек, гармоник, но и для расширения палитры что-то в них преодолевать, экспериментировать <…> Надо только очень точно вообразить, осмыслить, что вы хотите и как <…> Я лично отношусь к фольклорной музыке не как к музейному экспонату с табличкой «Руками не трогать». Нет, трогать, обязательно. Живыми, тёплыми человеческими руками. Не превращать их ни в коем случае в нафталинные реликвии. Бережно, но обязательно прикасаться». Поэтому программы с Людмилой Зыкиной стали настоящим откровением.
Людмила Зыкина с оркестром. Дирижёр — Виктор Дубровский.
Людмила Зыкина в Концертном зале П. И. Чайковского.
Дубровский показал миру, на что способен русский оркестр. Перед музыкантами открылись двери самых престижных концертных залов мира, таких как Карнеги-холл в Нью-Йорке, Альберт-холл в Лондоне. Кроме США и Англии, оркестр посетил Канаду, Францию, ФРГ, Японию, Австралию, Новую Зеландию, Мексику, Корею. В 1969 году, к своему пятидесятилетию коллектив по праву был удостоен почетного звания «Академический».
Фото коллектива в 1973 году в Концертном зале имени П. И. Чайковского. Дирижёр — Виктор Дубровский.
После Виктора Дубровского оркестр ненадолго возглавил Анатолий Иванович Полетаев — основатель, художественный руководитель и главный дирижёр Государственного академического русского концертного оркестра «Боян».
Н. Н. Калинин
Следующие 25 лет в истории оркестра (1979–2004) стали эпохой Николая Николаевича Калинина. Годы сотрудничества оркестра и дирижёра — это период вдохновенного и большого труда. Н. Калинин добавил к основополагающим принципам работы оркестра просветительскую деятельность. Им были инициированы и проведены многочисленные мастер-классы, творческие встречи, всероссийские и международные фестивали и, конечно, многочисленные гастроли. Благодаря всему этому в различных городах России и за рубежом появилось более сорока профессиональных оркестров народных инструментов!
Особым подъемом отмечена деятельность оркестра в 1993–1998 годах. Впервые был проведён Фестиваль профессиональных русских народных оркестров, начата запись первой в истории жанра «Антологии музыки для оркестра русских народных инструментов», проведены великолепные концерты абонементов Московской государственной филармонии. Знаковым стал концерт в Большом зале Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского, спустя 27 лет после последнего выхода оркестра на эту прославленную сцену. Вновь оркестр появился на радио и телевидении: жизни и истории оркестра был посвящён цикл передач.
Калинин продолжает традицию постоянного пополнения репертуарного фонда оркестра произведениями современных композиторов, созданных специально для оркестра имени Осипова. Наряду со знаменитым осиповским «золотым запасом» исполняются произведения А. Курченко, Е. Дербенко, Н. Пейко, Ю. Шишакова, В. Бояшова и других.
С оркестром под руководством Калинина продолжают сотрудничать замечательные певцы — З. Соткилава и Д. Хворостовский, И. Архипова и Т. Синявская, А. Эйзен и А Ведерников, Л. Зыкина, О. Воронец и многие другие.
Концерт с Дмитрием Хворостовским. Дирижёр — Николай Калинин.
Концерт с Владимиром Маториным. Дирижёр — Николай Калинин.
B 1996 году «За выдающийся вклад в развитие народного музыкального искусства России» Министерство культуры Российской Федерации переименовало Государственный академический русский народный оркестр имени Н. П. Осипова в «Национальный академический оркестр народных инструментов России имени Н.П. Осипова».
С января 2005 по апрель 2009 года коллектив возглавлял народный артист России, профессор Владимир Александрович Понькин.
В апреле 2009 года пост художественного руководителя и главного дирижёра оркестра занял народный артист России, профессор Владимир Павлович Андропов. В 2011 году за цикл детских концертов «Забавный профессор» вместе с Павлом Любимцевым, он был удостоен Премии Правительства Российской Федерации в области культуры.
Афиши цикла концертов «Забавный профессор».
Сегодня в составе Национального академического оркестра народных инструментов России им. Н. П. Осипова служат блестящие музыканты виртуозы: народная артистка России Алла Догадова (гусли щипковые), заслуженные артисты России Любовь Муравьёва (гусли звончатые), Игорь Сенин (балалайка). Отдельного внимания заслуживают малые формы: Ансамбль молодых солистов и творческий проект «Рапсодия Оркестра имени Осипова». Помимо концертной деятельности артисты оркестра ведут большую просветительскую и педагогическую работу, преподают в музыкальных учебных заведениях России.
Многогранна и насыщенна сфера творческой деятельности оркестра. Это и концертные сезоны в Москве, и регулярные гастроли по России, и турне по различным странам мира: Великобритании, Франции, Германии, Австрии, Голландии, Швейцарии, Дании, Финляндии, Греции, Кипру, Японии, КНР, КНДР, Австралии, Новой Зеландии, Канады, Мексики, США и др.
В 2024 году, в год своего 105-летия, Национальный академический оркестр народных инструментов России имени Н. П. Осипова под руководством Владимира Андропова достойно представил Российскую Федерацию в торжественной церемонии открытия перекрёстных Годов культуры России и Китая в 2024–2025 годах.
Праздничный концерт к 105-летию оркестра в Концертном зале имени П. И. Чайковского 19 сентября 2024 года. Дирижер — Владимир Андропов.
Творческий потенциал оркестра заложен в его традициях и, одновременно, в постоянном развитии и достижении новых художественных целей. Главная же из них — внести свой вклад в процветание родной культуры и воспитание любви и уважения к ней наших соотечественников.